Заключение доктора философских наук С.И. Иваненко

«Характер учения и соответствующей ему практики движения «Сант мат» («Путь мастеров») в Российской Федерации, включая Архангельскую региональную общественную организацию «Духовное возрождение северян»

Мастера учения «Сант Мат»
Учение «Сант Мат»
Последователи учения «Сант Мат»
Общество «Духовное возрождение северян» и его основные цели
Что такое медитация

Мастера учения «Сант Мат»

Как показывает изучение публикаций, отражающих учение и практику движения «Сант Мат», а также научной религиоведческой литературы, «Сант мат» («Путь мастеров») является не религиозной, а духовно-просветительской организацией. Это движение является международным и состоит из последователей Сант Балджита Сингха, которого его ученики считают ныне живущим «Совершенным Мастером», предлагающим всем людям метод познания Истины путем медитации на внутренний святой Свет и святой Звук (Сурат Шабд Йога; «сурат» означает в переводе с санскрита «внимание», а «шабд» — «звуковой поток»).

В отличие от сикхов, которые верят, что первым «Совершенным Мастером» был Гуру Нанак (1469-1539), знаменитый индийский поэт, создатель общины сикхов и первый ее гуру, а последним, десятым — Гобинд Сингх (1666-1708), последователи «Сант Мат» убеждены, что преемственность «Совершенных Мастеров» продолжается и в настоящее время «Совершенным Мастером» является ученик Сант Такара Сингха - Сант Балджит Сингх. При этом и сам Сант Тхакар Сингх, и его последователи считают, что учение «Сант Мат» не является религией и не имеет непосредственного отношения ни к религии сикхов, ни к какой либо другой религии (См.: Сант Такар Сингх. Наука души. Санкт-Петербург, 2004. – С. 22). Сант Балджит Сингх родился 27 октября 1962 года в городе Нангал в индийском штате Пенджаб и воспитывался в традициях религии индусов-раджпутов. В настоящее время Сант Балджит Сингх не считает себя принадлежащим какой-либо религии, в равной мере с уважением относясь ко всем мировым религиям.

Учение «Сант Мат»

Последователи Сант Такара Сингха считают, что учение «Сант Мат» существует с тех пор, как человек появился в этом мире. На протяжении всей истории человечества Бог, или Высшая Сила, посылает каждому поколению Мастера, наделенного полномочиями и силами для того, чтобы передать людям духовные принципы и научить тому образу жизни, который предназначен Богом для человека и о котором написано во всех Священных Писаниях. Этот образ жизни предусматривает развитие таких добродетелей, как любовь ко всем живым существам, смирение, правдивость. Обучение Мастером ученика происходит не только путем передачи теоретических знаний, но, главным образом, путем практики — медитации на внутренний Свет и Звук и выполнения бескорыстного служения.

Представления о человеке и законе кармы в учении «Сант Мат». Как учат Мастера, в том числе и Сант Такар Сингх, человек состоит из трех составляющих: тела, разума и души. Тело человека — это оболочка из грубой материи, внутри которой находится душа. Душа — это сознание, она состоит из той же самой субстанции, что и Бог, и обладает теми же силами и способностями, как Бог, то есть она вся — свет, любовь, сила, знание и мудрость. Благодаря душе человек в состоянии жить и действовать. Разум сам по себе не является сознанием, его можно представить как сосуд, в котором накапливаются все впечатления, которые собирают в течение дня органы чувств. Разум обладает свойствами реагировать на эти впечатления (эмоции), обдумывать их и принимать решения (интеллект) и самоутверждать себя (эго).

Если тот или иной человек живет, в основном, только удовлетворяя потребности тела и разума, при этом используя силы и способности души, но не проявляя заботы о своей душе, то это приводит к её духовной деградации. В результате в человеке развиваются негативные привычки и качества. Медитация на внутренний Свет и Звук дает пищу душе, очищает разум от негативных проявлений и наполняет человека любовью, тем самым раскрывая в нем все добродетели и силы души.

Жизнь человека управляется законом кармы. Мастера учат, что есть три вида кармы: во-первых, карма, которая в этой жизни не реализуется, а будет реализована в будущей жизни (карма-«склад»), во-вторых, карма-«судьба», которая определяет нашу нынешнюю жизнь, и, в-третьих, карма-«семя». Карма-«семя», посеянная человеком в прошлых жизнях, определяет течение нынешней жизни человека (карма-«судьба»). «Хорошая» карма, которая была посеяна в прошлых жизнях, в этой жизни принесет человеку хорошие плоды, а жестокая или тяжелая карма, то есть негативные поступки, которые были им совершены в прошлых жизнях, вернется к человеку в нынешней жизни в виде проблем, болезней и страданий.

Роль «закона милости». С точки зрения последователей Сант Такара Сингха, существует также и другой закон, более высокий, нежели закон кармы — закон милости, прощения и милосердия. Он начинает действовать на человека, после того, как он получает посвящение от Мастера (введение в практику медитации, когда объясняется ее метод и проводится первая медитация). Посвящение, полученное от Совершенного Мастера, «сжигает» всю прошлую карму этого человека, накопленную им, возможно, в течение миллионов или миллиардов жизней, которая «хранится в складе» и в этой жизни (судьбе) не используется.

Так как, по утверждению Сант Такара Сингха, закон кармы очень суров и не допускает никаких компромиссов, то все люди должны пожинать последствия своих собственных поступков, совершенных в прошлом. При этом они постоянно сеют новые семена кармы (это мысли, слова и поступки), которые откладываются в «складе» кармы и когда-то в следующих жизнях должны приносить плоды, то есть быть оплачены. Благодаря тому, что во время Посвящения «Сила Мастера» сжигает «склад» кармы (то есть эта карма теряет способность приносить плоды), душа человека может освободиться от закона кармы.

При этом «Сила Мастера» помогает человеку переносить тяжелые последствия кармы. «Страдания тех дорогих людей, — учит Сант Такар Сингх, — которые посвящены и связаны с силой Бога, с милостивым всепрощающим Богом, сокращаются до 1% или даже до 0,1%. Им приходится страдать очень немного. В ином случае им пришлось бы страдать очень тяжело, невыносимо тяжело».

Мастер, согласно учению «Сант Мат», может наделить посвященных всеми необходимыми способностями для духовного роста. Во время посвящения пробуждается душа человека и его «внутренний Мастер», или высшее «Я». Потенциально они есть в каждом человеке, но в обыкновенной жизни находятся в «спящем» состоянии.

Рекомендуемый для последователей «Сант Мат» образ жизни. Что касается «семян» кармы, которые человек сеет постоянно, то Мастер дает посвященным конкретные указания - питаться вегетарианской пищей, не употреблять алкоголь, наркотики, не курить и не использовать для лечения или других целей «тонкие энергии», то есть не заниматься целительством, психолечением, гипнозом и т. п. Посвященный старается вести простой, нравственный образ жизни. Сант Такар Сингх рекомендует заниматься медитацией регулярно, каждый день.

Последователи учения «Сант Мат»

Примерная численность последователей «Сант Мат». Посвященные Сант Такара Сингха есть во многих странах мира. Их общее количество в мире, по оценке самих последователей «Сант Мат», составляет около двух миллионов человек. При этом только примерно около 10% людей, получивших посвящение, сохраняют связь с движением «Сант Мат». Эти данные свидетельствуют об отсутствии в рамках движения фиксированного членства, строгой дисциплины, практики беспрекословного подчинения духовному авторитету Сант Такара Сингха или же другим лидерам.

Большинство посвященных проживают в Индии.

Появление последователей «Сант Мат» в России. Первый цикл публичных лекций, посвященных учению «Сант Мат», был проведен в Москве в 1992 году. В результате возникли группы последователей Сант Такара Сингха.

Последователи Сант Такара Сингха живут, работают, учатся, воспитывают детей так же, как и другие законопослушные российские граждане. Учение «Сант Мат» не требует совершения каких-то особых обрядов или ритуалов, не накладывает на своих последователей тех или иных ограничений, которые могли бы мешать их трудовой деятельности, учебе в средних или высших учебных заведениях, семейной жизни, общению с родственниками, коллегами, соседями и т.д.

В большинстве случаев последователи «Сант Мат» являются вегетарианцами и ежедневно занимаются медитацией, а также стремятся вести здоровый и высоконравственный образ жизни. Они не употребляют алкоголь и наркотики, не курят. Данные аспекты учения и практики «Сант Мат» могут быть в определенной степени полезны для решения некоторых задач, о которых говорилось в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года: о неотложности преодоления проблемы негативных последствий алкоголизма и наркомании, а также о важности добиваться осознания, прежде всего – молодым поколением – необходимости в здоровом образе жизни.

Общество «Духовное возрождение северян» и его основные цели

6 августа 1995 года была создана и 23 октября 1995 года Управлением юстиции администрации Архангельской области была зарегистрирована Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян». Ее основными целями деятельности признавались:

Содействие духовному и физическому развитию личности;

Совершенствование образа жизни людей, участие в проведении мероприятий, направленных на духовное и физическое оздоровление человека (свидетельство о регистрации общественного объединения №276).

В Уставе Архангельской региональной общественной организации «Духовное возрождение северян» также целями деятельности общественной организации названы передача теоретических и практических знаний о естественном питании, здоровом образе жизни и медитации (В п. 2.1 Устава вместо термина «медитация» используется ее описание: «снятие напряжения через…внутреннее сосредоточение»). Ни в свидетельстве о регистрации, ни в Уставе, ни в практической деятельности данной общественной организации не фигурировали какие бы то ни было виды целительства. Это вполне согласуется с учением «Сант Мат» и наставлениями Сант Такара Сингха, который прямо запрещал своим последователям прибегать к любым формам целительства, опирающегося на «духовные, или психические, силы» (Сант Такар Сингх. Наука души. Санкт-Петербург, 2004. – С.63-68).

В заявлении прокурора Архангельской области В.М. Бакуна в Архангельский областной суд о ликвидации Архангельской региональной общественной организации «Духовное возрождение северян» от 21 декабря 2005 года утверждается, что будто бы во время лекций, посвященных учению «Сант Мат», используются «методы психотехники введения в трансовое состояние». Между тем, согласно установленным в данном учении нормам и методам медитации на внутренний святой Свет и святой Звук (Сурат Шабд Йога), исключается применение гипнотических методов и не практикуется введение посвященных в трансовое состояние.

В заявлении прокурора Архангельской области утверждается также, что «проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является грубым нарушением части 6 ст. 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, запрещающей проведение сеансов массового целительства».

Что такое медитация

Однако медитация (латинское «meditatio», от «meditor» - размышляю, обдумываю) – это не разновидность целительства, а умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углубленной сосредоточенности, являющегося и результатом, и объективной характеристикой медитации. Почти во всех языках обозначение медитации семантически связано с понятиями «ум» и «думание» одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознательного намерения (санскритское «dhyana», русское «думанье», древнегреческое «medomai» - «размышляю», английское «musing» - «дремотное мечтание» и т. п.).

В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Обычно соматическое состояние медитирующего характеризуется расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешенностью от внешних объектов и негативных внутренних переживаний.

В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических и других) протекание медитации, как правило, связаны с определенной последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс. Особое развитие и конкретную тематическую направленность медитация получила в индийской и буддийской йоге (Йога – на санскрите буквально – «связь», «единение», «сосредоточение», «усилие»; этот термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям IX-VIII вв. до н. э. В широком смысле йога – это учение, считающее главным слияние индивидуальной души с божеством или высшими уровнями духовного мира с помощью системы упражнений, ведущих к состоянию духовной гармонии. Йога в узком смысле учение о методах владения психическими и физическими функциями человека с целью достижения высших духовных состояний посредством физических упражнений и медитации.), в античном «философском экстазе» платоников и неоплатоников (причем у платоников она выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления, в частности математического), в православном «умном делании» или «Иисусовой молитве», в духовных упражнениях иезуитов, в учении о «пути» мусульман-суфиев и т.д.

Методики медитации различаются наборами технических приемов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Однако, при этом, по оценке специалистов, медитация не является разновидностью гипнотического состояния и не связана с введением человека в транс. Не может она рассматриваться и в качестве лечебного (медицинского) метода или средства.

«7» февраля 2006 года

Иваненко Сергей Игоревич,
доктор философских наук,
диплом ДК №015723

Наверх