Заключение члена РАО доктора психологических наук В.П. Зинченко

«Характер учения и соответствующей ему практики движения «Сант мат» («Путь мастеров») в Российской Федерации, включая Архангельскую региональную общественную организацию «Духовное возрождение северян»

Ознакомившись с публикациями, в которых освещено движение «Сант Мат» («Путь Мастеров») пришел к заключению, что оно представляет собой один из многочисленных вариантов духовных практик. Подобные практики представляют собой несомненное достижение в развитии человечества и его культуры независимо от того, возникли ли они в Индии, Китае, Японии или в Европейских странах. Недавно ушедший от нас академик РАН В.Н. Топоров писал, что наличие духовности едва ли может быть оспорено на самых ранних ступенях развития человечества. Однако, одно дело наличие, другое – состояние духовности и духа. Более 100 лет тому назад Ф.И. Тютчев писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни». Сетовали на состояние духовности «в их дни» и великие гуманитарии нашего Отечества Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, С.С. Аверинцев. И сегодня ситуация в духовной сфере оставляет желать лучшего. На мой взгляд, в ее исправлении весьма важную и полезную роль могут сыграть духовные практики как религиозного, так и светского происхождения, лишь бы они были гуманитарно и гуманно ориентированы. Учение и практика «Путь Мастеров» представляет собой не религиозную, а духовно-просветительскую организацию. Наличие таких не-религиозных организаций не должно удивлять, так как никто не давал религии в целом права на монопольное владение духовным миром человека и его душой. Слава Богу, у человеческой духовности, наряду с религией, имеется много других питательных источников, помогающих ему подниматься по духовной вертикали. Среди них можно назвать образование, искусство, творческую самоотдачу в труде, стремление к самосовершенствованию, построение, как говорят психологи, собственной Я – концепции, принятый образ жизни и многое, многое другое. К поразительному заключению пришел известный психолог, академик РАО В.А. Пономаренко, многое сделавший для анализа и оптимизации летной деятельности. Пилоты рассказывали ему, как дух поддерживал крылья их самолетов в критических ситуациях.

Ознакомление с литературой «Сант Мат» убедило меня в полной толерантности этой просветительской организации к другим духовным практикам, будь они религиозными или нет. Речь идет об усовершенствовании себя, а не других, что дорого стоит. Их толерантности должны были позавидовать некоторые религиозные конфессии.

Самосовершенствование путем медитации, углубления в себя, познания себя представляет весьма эффективный путь духовного развития. Этот путь и Православной традиции исихазма (священнобезмолвия), разработанный детально св. Григорием Паламой и другими отцами церкви в XIII – XIV вв. Издательский совет Русской Православной Церкви 2004 г. опубликовал книгу «Исихазм. Аннотированная библиография». В ней содержится свыше 10000 наименований литературы на 20 древних и новых языках. Книга создана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Открывая ее, патриарх пишет: «Великая подвижническая традиция священнобезмолвия и умного делания хранилась и применялась веками на всем протяжении Православия от древних отцов пустынников до иноков наших дней… Печать этой духовной традиции воспринял сам духовный строй русского человека».

Не вижу ни беды, ни вины русского человека, если он воспринимает духовную традицию другой конфессии или духовную традицию не-религиозную. Важны не ее принадлежность, а ее духовность.

Могу только выразить сожаление, что отдельные представители РПЦ, например, в статье, напечатанной в «Православие.ru» от 22 мая 2006 г. выражают радость по поводу возможного закрытия общественной организации «Духовное возрождение северян». Должен высказать категорическое несогласие с тем, что ставится знак равенства между медитацией и введением в транс, с гипнозом и другими медицинскими или психотерапевтическими практиками.

Общественную организацию «Духовное возрождение северян» можно упрекнуть лишь в том, что в своем «Уставе», утвержденном 10 лет тому назад среди целей ее деятельности была указана передача теоретических и практических знаний о – «методах и лечебных мероприятиях, оказывающих целительное действие в физических и психических областях…». Хочу вместе с тем, заметить, что передача знаний это не передача средств. Сегодня такие знания передают нам теле- и радиореклама. Кстати, любую рекламу редко можно упрекнуть в добросовестности.

Ссылка на отдельный пример личностного ущерба, на мой взгляд, ничего не доказывает. Древние говорили: exempla sunt odiosa. Такие личности, к большому сожалению, встречаются в любой общественной и в любой религиозной организации. Их нужно лечить, а не усугублять их состояние, вызывая в судебное заседание.

Мне казалось бы, что любая религиозная конфессия должна радоваться, когда появляются общественные организации, озабоченные духовным возрождением и видеть в них своих союзников, а не противников и конкурентов. Тем более что в этой организации читают лекции, а не произносят проповеди.

Суду хорошо бы задуматься и над тем, что в Индии никогда не преследовались приверженцы Православия. Неплохо бы и нам проявить большую терпимость к духовным практикам, возникшим и возникающим в этой великой культуре. В Индии, конечно, невозможно нечто подобное «карикатурному скандалу», но возможен отрицательный эмоциональный осадок, который нежелателен в отношениях между людьми наших стран.

Главное же в организации «Духовное возрождение северян» - здоровый образ жизни, с которым в нашей стране дела обстоят не важно.

В заключение должен сказать, что, на мой взгляд, возможно не слишком просвещенный взгляд, по крайней мере, первоначальное суждение о вреде или пользе той или иной мирной общественной организации должно выносить не судебная инстанция, а другая общественная организация, например Общественная палата, считающая себя важнейшим институтом гражданского общества России.

Духовность – это не болезнь и не преступление, какой она рассматривалась в СССР, и что испытали на себе многие, в том числе РПЦ.

«7» июня 2006 года

Действительный член
Российской академии образования
Доктор психологических наук
Профессор, главный научный сотрудник
Института содержания и методов обучения РАО

В.П. Зинченко

Наверх